Метод сенсорной интеграции
Три кита синдрома гиперактивности с дефицитом внимания: невнимательность, импульсивность, гиперактивность. Что с этим делать? На этот вопрос поможет ответить метод сенсорной интеграции.
У детей с СДВГ снижена сенсорная реактивность вестибулярной системы. Метод сенсорной интеграции как раз и работает с тремя системами: вестибулярной, проприоцептивной и тактильной. Невнимательность является результатом того, что мозг ребенка постоянно занят решением проблем, касающихся этих трех сенсорных систем. По мнению основателя метода сенсорной интеграции Джин Айрес, ведущую роль здесь играет именно вестибулярная система.
В каждом конкретном случае необходима диагностика и индивидуальные рекомендации, но есть несколько приемов, которые оказываются полезными для большинства детей с СДВГ.
1. Одновременно двигаться и думать - так как у большинства детей с СДВГ связь между телом и мозгом не слишком прочная, ребенку приходится совершать много дополнительных движений, чтобы мозг контролировал положение тела. Вынужденное состояние неподвижности блокирует мыслительную деятельность ребенка, потому что мозг в этом случае начинать волноваться: а что там с телом?
Варианты решения: надувная массажная подушка на стуле или тактильный коврик. Они дают возможность совершать микродвижения, помогающие ребенку думать. Пупырышки на поверхности подушки и коврика дают дополнительную тактильную стимуляцию, которая усиливает связь между телом и головным мозгом.
2. Ощутить силу гравитации - мы живем в условиях гравитации, и мозг 24 часа в сутки должен регистрировать информацию о силе гравитации и положении тела. За это отвечает отолитовая часть вестибулярного аппарата. Именно она плохо работает у детей с СДВГ. В итоге вестибулярный аппарат недостаточно усиливает информацию о гравитации, и ребенок вынужден его активизировать, совершая движения.
Варианты решения: усилить поступление информации о гравитации в мозг помогают утяжеленные жилеты. Вес жилета должен составлять около 15 % от веса ребенка.
3. Поработать мышцами - проприоцептивные ощущения возникают, когда мы активно работаем мышцами и суставами. Они помогают ощутить свое тело и его границы и являются основой самоконтроля. Активная мышечная работа помогает преодолеть импульсивность.
Варианты решения: кистевой эспандер, дающий активную проприоцептивную чувствительность. Выбор эспандера лучше доверить специалисту.
Педагоги отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями, благодаря приобретенному «Комплекту сенсорной комнаты» по программе "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей инвалидов, в Алтайском крае" государственной программы Алтайского края "Доступная среда в Алтайском крае" за 2024 год предоставили 157 детям с ограниченными возможностями здоровья 6095 социальных услуг.
Череповская Тамара Васильевна, мама Данила, 5 лет, делится впечатлениями: «За время занятий Данил стал спокойнее, с удовольствием ходит на занятия. Его привлекают новые виды деятельности, их он переносит в домашнюю обстановку. Это нас очень радует. Спасибо большое нашему педагогу Марии Геннадьевне Суртаевой за ее чуткость, терпение и любовь».
Метод сенсорной интеграции не позволяет полностью преодолеть сенсорные дисфункции. Однако специалисты помогут подобрать для ребенка сенсорные стратегии для того, чтобы ребенок успешней развивался и социализировался.