Телесно-ориентированная терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями
Главным инструментом в ТОТ является телесный компонент, который способствует, в первую очередь, восстановлению контакта с собственным телом и снятию телесных напряжений, а также развитию невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия ребёнка при взаимодействии с окружающими.
На занятиях в Комплексном центре рассматривается индивидуальная работа, с учетом особенностей каждого ребенка. Взаимодействие детей в групповых упражнениях и играх позволяет расширить возможности для коммуникации. Танцевально-двигательные упражнения и подвижные игры, делают занятия более разнообразными и динамичными, вызвают детский интерес. Музыка – еще один элемент занятий. Она является отличным инструментом, задающим настроение и ритм.
Выполняя упражнения под руководством преподавателя, ребенок учится осознавать свою двигательную активность и самостоятельно управлять своим телом, контролировать движения, доверять своим импульсам. Он не просто знает в теории название «рука», «голова», «локоть», он способен их чувствовать и задействовать, исходя из контекста. Например, изолированно танцевать разными частями тела под музыку в технике «телесный джаз». Умение выражать различные эмоции, показать их телом – бесценный навык для любого ребенка. Например, ребенок показывает, как злится и рычит грозный лев, боится трусливый зайчик, мурлычит довольная кошка.
Кроме того, специалисты Центра, в процесс занятий, активно вовлекают родителей. Именно от родителя ребенок получает внимание и поддержку, что дает ему уверенность в своих действиях. К сожалению, некоторые родители (в силу личных причин) не умеют корректно общаться со своим ребенком, не понимают, в чем он нуждается и как его поддержать. С помощью игровых упражнений телесной терапии на занятиях в Центре они учатся осваивать эти навыки, налаживая в первую очередь телесный контакт с ребенком. В чём помогают такие техники, как театр прикосновений, пеленание, долгие объятия.
В групповом взаимодействии, за счет вовлечения в процесс детей с различными проблемами в развитии (как психологическими, так и физическими), участники имеют возможность учиться друг у друга в непосредственном контакте. Ребенку дается инициатива показать пример для всех, тем самым выступить в качестве лидера. Дети с удовольствием повторяют друг за другом, проводят разминку, а также по очереди танцуют в круге, что способствует расширению их двигательных стереотипов. Так же развивается чувство общности и эмпатии, умение понимать других и сопереживать им.
Дети очень любят групповую форму работы. Они активны, радуются, смеются, играют. В этой атмосфере непринужденности родители также имеют возможность расслабиться и ненадолго отключиться от повседневных забот.
Естественно, телесно-ориентированная терапия не является единственным способом работы с детьми с ОВ. Однако, в совокупности с педагогической, психологической, медицинской и другой поддержкой, можно надеется, что все больше детей получат возможность прогрессировать в своем развитии.