Близкий круг
На предварительной встрече с мамой, которая вела себя очень эмоционально, было выяснено, что она никому не жалуется, просто очень ждет помощи хоть от кого-то…
Получив согласие отчаявшейся женщины, кураторы из Центра смогли побывать в школе и встретились с самим мальчиком.
Директор учебного заведения так же просила об участии, ведь она и весь педагогический коллектив очень беспокоятся за подростка.
«Трудный подросток» оказался обычным гиперактивным ребенком с безмерной харизмой. При первом знакомстве Мальчишка был готов защищаться от нотационного натиска взрослых, поэтому спокойный, доверительный и приветливый тон куратора Центра совершенно «разоружил» его намерения. Ребенка никто не ругал, не отчитывал и не навязывал собственных условий.
Рассказывает Елена Ильиных, специалист КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска, ведущий программы «Семейная конференция»:
«Для меня действительно по-человечески было интересно, что же произошло с мальчишкой и как ему можно помочь, как его поддержать. Мы начали рисовать карту его социального окружения, поговорили о маме, бабушке, очень дорогих для него людей и об отце…который, как он сказал, его предал … И тут его «прорвало», мальчишка начал рассказывать, как его дразнят в школе, как отнимают вещи, как классная руководительница постоянно ругает за прогулы, за поведение, за отсутствие интереса к учебе, а мама только работает и работает и не помогает ему разобраться с этой ситуацией. Поругавшись со многими учителями (хотя он и сам часто провоцировал конфликты), он не смог с ними помириться и мстил им, как умел….»
Ситуация требовала оперативного и деликатного вмешательства. Школьный конфликт затянулся и если эта ситуация не будет разрешена, мальчишка окончательно забросит школу, и дальше по классической схеме: через «группу риска» к криминалу.
Для того, чтобы мальчик сам смог разобраться в причинах «нелюбви к себе учителей», специалисты Центра предложили ему диалог с теми педагогами,.
В реальность такого общения ребенок не поверил, но на встречу согласился.
Для того чтобы правильно определить этапы восстановительной программы и решить какие вопросы ставить на круге, до общей встречи необходимо было услышать точку зрения каждого учителя с которым, как указал ребенок, конфликт был наиболее обострен и продолжался не один месяц.
В результате встречи было принято решение провести примирительную встречу через две недели.
Село есть село – здесь особенный микроклимат. За время подготовки к «Семейной конференции» частые встречи с приезжими специалистами обросли слухами и домыслами. Предварительной встречи и приглашения «за круглый стол общения» требовали другие учителя, родители одноклассников, которые так же хотели, чтобы их услышали и их мнение оказалось решающим...
К участию в «Совете» был приглашен заместитель председателя комитета по образованию Администрации Бийского района и один совершенно нейтральный со ведущий.
На предварительной встрече, 16 взрослых людей (учителя и родители), в течение часа рассказывали, как же им тяжело, как они не могут справиться с ребенком, что бессильны. Винили во всем маму. Главное, что смогли услышать устроители встречи, оказалось то, что, несмотря на все претензии, ребенка многие хвалили, замечали его пытливый ум и лидерские качества.
В назначенное время, на «Семейную конференцию» в школьной библиотеке, собрались мама, куратор семьи, сам мальчик, представитель Управления образования, учителя-предметники, классный руководитель, социальный педагог, завучи, библиотекарь и родители одноклассников.
Главным смыслом своей работы специалисты Центра видели в предоставлении возможности участникам услышать друг друга. Очень долго взрослые участники конфликтной ситуации не могли принять на себя ответственность по ее разрешению, исключающей насилие или дальнейшее причинение вреда, прекращение взаимной вражды и нормализация отношений. Представитель управления образования оказалась именно тем человеком, которой действительно важно было помочь этому ребенку. Именно она своим вмешательством помогла сторонам конфликта в планировании своего будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, клеймения и отвержения кого-либо из участников.
Мальчишка увидел, что люди вокруг стараются ему помочь и относятся к нему, как к взрослому и ответственному человеку. Он решил закрыть академическую задолженность и перестать делать другим людям плохо. Мама прослезилась, и позже призналась, что даже и не думала, что поведение её сына настолько отвратительно.
Подросток, при поддержки друзей-специалистов, попросил у всех прощения, жаль, что взрослые люди так и не нашли в себе внутренних сил извиниться перед ним и его мамой. Любой конфликт – это всегда дело двух сторон.
Елена Ильиных, специалист КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска, ведущий программы «Семейная конференция»:
«Мне радостно, что ситуация сдвинулась с мертвой точки, началось движение к урегулированию конфликта. Ведь у любого человека есть средства позитивного разрешения конфликта. Это умение слышать, видеть другого человека, договариваться. Надеюсь, что нам удалось пробудить в людях эти способности. Но мы понимаем, что это только первый шаг на пути к разрешению ситуации и примирению. А пока куратор семьи контролирует обещания данные на круге и поддерживает позитивные изменения».
А еще в каникулы мальчик обещал собрать в одну команду учителей, родителей, учеников, куратора семьи, и, закрепить мирный исход событий дружеским матчем на футбольном поле.