Я тебя понимаю
При постановке на учет в Центр у Алеши Хлебова (имена героев изменены) не было практически никаких социально-бытовых ориентиров. Очень тяжелая форма ДЦП требовала специального подхода к реабилитации ребенка.
«Спустя всего лишь несколько месяцев совместной работы мальчик научился самостоятельно держать ложку, кружку, у него стала хорошо прослеживаться динамика мелкомоторного развития», - рассказывает Маргарита Суворова, специалист по социальной работе отделения реабилитации несовеошеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями.
Маргарита Сергеевна работает в Комплексном центре около года, но за это время сумела зарекомендовать себя как перспективный и многообещающий сотрудник. Есть у нее и профессиональные успехи, хотя она совершенно не записывает их на свой счет.
«Все дело только в них самих – близких людях, которые очень хотят подготовить своего ребенка к жизни, видят или надеются на её дальнейшие добрые перспективы. Я не романтизирую, а говорю только то, в чем уверена, основываясь на своем личном опыте» - говорит молодой специалист Суворова.
Свой путь – от ребенка с диагнозом ДЦП до сегодняшней профессиональной востребованности Маргарита прошла благодаря собственному желанию и безграничной вере в успех своей мамы.
«Самые большие проблемы у меня были с ногами. Справиться с неудобством и болью хождения в ортопедической обуви для маленькой девочки было совсем не просто. Маминым терпением и серьезным подходом к делу тогда было определено всё. Мама никогда не жалела меня или, по крайней мере, не показывала этого мне, понимая что я человек, которому определено пройти свой собственный путь, и я должна быть к этому готова. Шаг за шагом я становилась сильнее физически и морально. Выучилась в общеобразовательной школе. Закончила институт, прочувствовала жизнь в общежитии и, что удивительно, я всегда чувствовала себя счастливой», - вспоминает Маргарита Суворова.
Сегодня Маргарита Сергеевна проходит профильную переподготовку по специальности социальный психолог, потому что определяет для себя именно это профессиональное поприще.
«Год назад, - рассказывает заведующая отделением социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями Марина Привалова, - Мы приняли молодого сотрудника Суворову с испытательным сроком. Скажу честно, не каждый соискатель готов остаться на нашей работе после стажировки. Маргарита Сергеевна осталась. По началу, очень не просто ей давалось общение с родителями наших маленьких подопечных, которые и сами ставили под сомнение компетентность столь неопытного специалиста. Однако, после нашего с ней личного общения, она взяла себя в руки и со словами «Я очень хочу здесь работать!» мало по малу вытянула себя и из этого «ограничения». На сегодняшний день у нас нет отбоя от родителей, желающих поработать со специалистом Суворовой».
Маргарита Суворова, прошедшая свою непростую «школу социальной адаптации», сегодня может использовать этот опыт в работе. Она видит свое предназначение в том, чтобы помочь детям и их родителям разглядеть свое успешное будущее, каждый день понимая, что все приложенные в её жизни усилия «стоили свеч».
«Я ни о чем не жалею, - говорит Маргарита Суворова. - Если бы я не была с ограничениями, то вряд ли смогла увидеть этот мир так, как вижу сейчас. Почему пошла на психолога? Я видела много и научилась не брать за основу следствие - мне интересна причина. Инвалиды прячутся, потому что люди оглядываются, показывают пальцами. Я привыкла к этому. Если вижу человека с проблемами, просто ему улыбаюсь, понимая, что ему приходится преодолевать, чтобы быть там, где я могу его встретить. Я счастлива, потому что я нужна этому миру и он нужен мне, и для понимания всего этого понадобился весь мой пережитый опыт».
Маленькие подопечные Центра довольно часто выходят в «свет» в сопровождении родителей, если ребенок не достиг 14-летнего возраста, или специалистов. Ребят учат ориентироваться в городе и правилам поведения в общественных и культурных местах. Занятия в Центре, игры, посещение театра, выставки, мастер-классы, поездки в зоопарк или бассейн – каждое действие ребята совершают осознанно, обучаясь науке личной ориентации во времени и пространстве.
Большинство детей, подопечных отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ОВЗ Комплексного центра, учатся в обычных школах или посещают детские дошкольные учреждения. В каждого ребенка вложен колоссальный труд, который становится заметен, только через время. Иногда годами добиваются самого маленького результата. Но добиваются: кто-то может сидеть, есть, меньше кричать, слышать и понимать просьбы.
Марина Привалова, заведующая отделением реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска»:
«Есть у нас в отделении сотрудник, многолетние успехи в работе которого, можно считать настоящей ценностью. Думаю, особенную силу в её подходе, в ее понимании проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов и в нахождении наиболее действенного их разрешения, оказывает собственный опыт преодоления».
Наталья Денисова - специалист по комплексной реабилитации отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска», более пяти лет помогает клиентам обретать надежду, одерживая свои маленькие большие победы над недугом и немощью.
«В опыте моей работы случались и абсолютно уникальные примеры детско-родительского успеха, - рассказывает Наталия Викторовна. - Одна мамочка не побоялась трудностей, не остановилась и смогла «поднять» своих двойняшек-аутистов. Сегодня они ходят в общеобразовательную школу вместе с другими ребятами. Когда мы только начали работу с ними им было по 6 лет и перспективы этой реабилитационной работы могли ощущаться только благодаря нашей общей бесконечной вере в успех».
Каждый день Наталия Денисова встречается с родительским подвигом: «Приходит мамочка и говорит, не можем ходить - будем добиваться побед тем, что работает!». И обязательно все получается, потому что на эту силу всегда находится поддержка и педагогов, и медиков, и реабилитологов.
Наталья Викторовна сама инвалид с детства. Сложное, развивающиеся гетерогенное заболевание удалось остановить, благодаря усилиям её мамы, после чего был так же сложный этап науки жить с тем, что есть и как можно счастливее.
«Именно благодаря своему опыту, мне гораздо проще понять комплексы, возникающие у детей-инвалидов и авторитетно общаться с родителями, - делится Наталия Денисова. - Никто никому ничего не должен. Только личный интерес и собственное желание могут вывести из любой сложной жизненной ситуации».
«Я очень благодарна жизни за встречу с таким количеством хороших людей, - продолжает Наталия Викторовна. - Хороших людей много. Нужно только захотеть их увидеть, суметь принять помощь, расслышать подсказки. Все зависит от твоего личного желания».
«Доступная среда» - это в головах и умении сильного протянуть руку слабому.
Словами одной из наших героинь, Наталии Денисовой: «Если люди рождаются такими или другими – это обычно становится нужным не столько им, сколько кому-то еще, чтобы через участие в их судьбе становиться лучше, расти и учиться любить».
Международная Декада инвалидов - хорошее время для того, чтобы еще раз во всеуслышание обратить внимание общества к вопросам доступной жизни для людей с ограниченными возможностями.