Энергия звука
Чтобы научить ребёнка владеть речью, надо научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами. Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох. Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения. Поэтому логопедический кабинет оснащен необходимыми дидактическими играми и материалами. Это всевозможные вертушки, ветерки, мыльные пузыри, декоративные перья, пенопластовые шарики для игры в «Дыхательные футбол», одноразовые соломинки для коктейля, воздушные шарики, легкие мячики и др. Эти материалы помогают в увлекательной и игровой форме способствовать развитию речевого дыхания.
Правильно сформированное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает быстрое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.
Проводя коррекционно-развивающую деятельность по формированию речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями, специалисты логопедического кабинета тесно сотрудничают с родителями. При выполнении упражнений дома, родители следят за дыханием своих детей, по рекомендациям логопеда, а также контролируют его. Работа по формированию правильного речевого дыхания проводится в определённой последовательности:
1 этап: формирование диафрагмального дыхания (упражнение «Дышим животиком». Дети, сидя или стоя, держа руки на животике, глубоко вдыхают — при этом животик надувается, затем выдыхают — животик втягивается).
2 этап: обучение детей умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот, сидя, стоя рука на животике.
3 этап: формируем целенаправленную воздушную струю, вырабатываем сильный плавный удлинённый выдох. Для развития дыхания ребенка используются дыхательные игры: сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; дуть на легкие шарики, карандаши, свечи, на плавающих в тазу уточек, корабликов, на всевозможные вертушки; надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри; поддувать вверх пушинку, ватку.
4 этап: развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность. Регуляция дыхательного ритма. Начинать с пропевания гласных звуков: ‒ На выдохе один звук (а, у, о) ‒ На выдохе два звука (ау, уа) ‒ Проговаривание на одном выдохе слова, простого предложения (Это кукла. Это собака.) ‒ Постепенно удлиняем фразу, добавляя новые слова.
Формирование правильного речевого дыхания у детей среднего и старшего дошкольного возраста позволяет: сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков, увеличить количество произнесенных слов на выдохе, выработать четкую и внятную речь.