Удивительный мир ощущений
Проведение занятий с детьми и подростками в рамках индивидуальных программ, работа с детьми-инвалидами на дому, предоставление срочных социальных услуг всем категориям граждан – сфера профессиональных компетенций психолога на селе оказалась довольно обширной.
Одним из важнейших инструментов в достижении положительной динамики в работе стала «Сенсорная комната» - организованная среда, где с помощью специального оборудования и предметов оказывается воздействие на органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние, что стимулирует положительный настрой, улучшает физические и социальные навыки, стимулирует общение и развивает способность человека чувствовать свое тело.
Здесь Татьяна Сыщикова проводит для детей и подростков обучающие игры и психотехнические упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастику, релаксационные упражнения, творческие мероприятия. Здесь происходит работа над формированием позитивной жизненной установки, снижением агрессивности, перепадами настроений, преодолением робости и застенчивости.
Занятия в сенсорной комнате проходят как в группах, так и индивидуально. В каждом случае состав определяется исходя из физических, психологических или эмоциональных особенностей клиента, так же индивидуально определяется и одно из трех направлений работы.
Агрессия и вспыльчивость, замкнутость и неуверенность в себе, синдром дефицита внимания и пассивность, страхи и гиперактивность – всё это нивелируется в работе по программе психокоррекции эмоциональной сферы и поведения.
Отсутствие учебной мотивации и познавательного интереса у детей помогает исправить программа нейропсихологической коррекции «школьных» проблем.
Вопросы развития высших психических функций и эмоциональной сферы, достижения психоэмоциональной разгрузки, поддержания или восстановления психологического здоровья решаются на развивающих занятиях.
В 2020 году сенсорная комната филиала Красногорского района Центра значительно пополнилась новым современным оборудованием.
Сегодня здесь активно применяется в работе воздушно-пузырьковая колонна с клавишами, флуоресцентная панель для рисования, пучок фибероптических волокон, светомузыкальный комплекс «Классики», элементы декора со световыми эффектами (настенные и напольные ковры с оптоволокном, световые проекторы, флуоресцентные картины).
Инструментарий сенсорной комнаты так же включает в себя оснащение, используемое при звуко- и ароматерапии: увлажнители воздуха, музыкальные панели, аудио проигрыватели.
Особую атмосферу комфорта в сенсорной комнате создают необычный светильник "Пламя" и нестандартная мягкая мебель – пуфики, различные мягкие игровые модули, которые, помимо своего основного предназначения, оказывают массажный и расслабляющий эффект и гарантирует безопасность развивающих занятий.
- Наша «Волшебная» комната помогает разговорить самых стойких молчунов, - рассказывает Татьяна Сыщикова, - например, с цветными светящимися шнурами можно поиграть в прятки и снять практически любые зажимы общения, в этой игре ребенок легко откликается, произнося слова: «Ау!» или «Ку-ку».
Даже самый гиперактивный ребенок быстро успокаивается в релаксационной зоне, а, приглушенное освещение и успокаивающая мелодия помогают ему снять стресс и расслабиться.
- У некоторых детей, которые к нам приходят, - продолжает Татьяна Михайловна, - не развит навык зрительного контакта, как правило, не сформирован указательный жест. Это базовые вещи, которые необходимы, чтобы ребенок начал чему-нибудь обучаться. Тогда мы подводим малыша к пузырьковой трубе, где он видит, что там рыбки плавают, и волей-неволей начинает на них смотреть. Мы начинаем разговаривать, параллельно формируя и указательный жест: «Покажи рыбку! Покажи дельфинчика! Посмотри, куда он поплыл: вверх или вниз?».
С помощью «Зеркального шара» дети, незаметно для себя постепенно учатся видеть предметы и переключать внимание.
Ребята, страдающие снижением интереса и потерей внимания, легко получают необходимый им заряд энергии и активизируют эмоциональный фон в активной зоне сенсорной комнаты, а упражнения и занятия «под аккомпанемент» ярких красок и меняющихся картинок гарантировано пробуждают у них интерес к обучению и познанию.
Веселые игровые задания развивают у малышей память, речь, моторику, творческие способности, воображение, любознательность и наблюдательность. Дыхательная гимнастика успокаивает и помогает тренировать концентрацию внимания.
Играя с водой и песком, дети слушают разнообразные звуки, что позволяет психологу нащупать ниточку контакта с малышами, которые заключены в себе.
Подростки часто с недоверием относятся к взрослым, сенсорная комната создает комфортную зону общения со специалистом. Для подростков такая комната - настоящее спасение.
Случается, что перед занятием ребенку нужно успокоиться. В таких случаях используется массажное кресло, которое помогает справляться с переутомлением и эмоциональным напряжением.
Сенсорная комната помогает оказывать комплексную коррекцию детских диструктивов. Всего лишь на одном занятии можно одновременно развивать и мелкую моторику, и воображение, и самостоятельные двигательные навыки, и манипуляционную деятельность, заодно снизив эмоциональную напряженность, обогатить чувственный мир и расширить жизненный опыт ребенка.
- Самое главное, занятия в сенсорной комнате наполняют жизнь ребенка положительными эмоциями, что, в свою очередь, улучшает его общее самочувствие и психоэмоциональное состояние, а также повышает жизненную активность и мотивацию ко всем видам деятельности, - заключает психолог Красногорского филиала «Комплексного центра социального обслуживания города Бийска» Татьяна Сыщикова.