Человек из дома вышел …
«Право быть равным» - так называется программа «Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», предусматривающая комплексы мероприятий по поддержке семей с особенными детьми, оказанию помощи таким семьям в преодолении социальной изоляции и сохранении семейных условий воспитания детей.
По итогам конкурсного отбора, участниками программы «Право быть равным» стали 13 субъектов РФ, в их число вошел Алтайский край с шестью сильнейшими учреждениями социального обслуживания, включая «Комплексный центр города Бийска».
В числе уникальных приёмов, которые являются альтернативой услуг в стационарной форме социального обслуживания - «Технология сопровождаемого проживания», которая формирует социально-бытовой опыт у детей-инвалидов и значительно улучшает их адаптацию.
В контексте технологии «Сопровождаемое проживание» ребята с ментальными нарушениями, посещающие учебную тренировочную квартиру Комплексного центра, учились быть «грамотными покупателями», «вежливыми пассажирами общественного транспорта» и «внимательными пешеходами»…
Тяжело в учении – легко в бою! Подготовка к практическому занятию «Идем в магазин» потребовала от «особенных» детей немало времени и желания, чтобы освоить начальные экономические понятия ведения домашнего хозяйства с углубленным изучением основных тем, необходимых в самостоятельной жизни.
Первое с чего начался практический опыт – огромное пространство магазина, в котором ребятам нужно было принять и почувствовать себя, научиться видеть ориентиры и использовать их.
Затем им просто нужно было вспомнить теорию и применить её в реальное действие – выбрать продукт, определить срок его годности и разобраться с правилами приобретения качественного весового товара.
Рядом с каждым начинающим покупателем было надежное «плечо» людей, которым он доверяет. Педагог или волонтер, в любую секунду были готовы прийти на помощь, но старались делать это только при возникновении настоящих трудностей.
Одной из таких проблем, чаще всего возникающих перед «особенными» детьми – неумение ориентироваться в купюрах, получать сдачу и забирать чек при расчете на кассе.
В день практического занятия, после совершения покупки каждый подросток, получил домашнее задание: самостоятельно разложить все продукты на свои места и уже вместе с родителями произвести подсчет остатка наличных денег, составив список покупок на следующий раз. Таким образом, специалисты помогают родителям освоить и расширить компетенции в вопросах воспитания, обучения, реабилитации и организации жизни таких детей.
Покинув торговую точку, ребята, вместе с педагогом продолжили свое практическое обучение. На этот раз их задачей стало сориентироваться в пространстве, найти остановку общественного транспорта, нужный номер автобуса, зайти в него и рассчитаться с кондуктором.
В этом блоке обучения самым сложным, оказалось, подготовить денежные средства и передать их кондуктору. Ребята сделали вывод – гораздо удобнее платить картой.
В конечном счете, все особенные «ученики» Центра справились со всеми «задачками» этого большого по времени и еще большего по смысловой результативности «урока».
В дальнейшем цикл занятий продолжится. Планирование доходов, расчет коммунальных платежей, ведение бюджета, в рамках имеющихся средств – темы очень непростые, но у ребят и у их наставников хватит терпения и времени на всё, что так важно знать и уметь человеку, когда он выйдет из дома в свою самостоятельную жизнь.