Сохраним жизнь: профилактика самоповреждающего и суицидального поведения
14.12.2022 психологами Комплексного центра города Бийска: Бациной Софьей, Афанасьевой Анной и Федосеевой Юлией было организовано и проведено обучение по одной из самых важных тем: «Психосоциальные технологии профилактики самоповреждающего и суицидального поведения несовершеннолетних» для специалистов и психологов Комплексного центра города Бийска, а также для специалистов Отдела опеки и попечительства Администрации города Бийска.
Очень важно говорить о суицидальных рисках несовершеннолетних, осведомлять о технологиях работы, о профилактике и диагностике данного явления, причинах и природе этого явления. Опыт работы различных специалистов показывает, что когда данная тема поднимается, большинство специалистов испытывают страх и тревогу по причине того, что просто не знают, как действовать в данной ситуации, как с этим работать. Поэтому очень важно дать людям максимально практико-ориентированную информацию, не только рассказать, но и показать, как работать в данной области.
Обсуждение данной темы началось с разбора причин и динамики развития возникновения суицидального поведения, понятий аутодиструктивного поведения, особенностей детей, склонных к суицидальному и аутодиструктивному поведению.
Афанасьева Анна, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями: «Подростковый суицид в России на одном из первых мест в мире, каждую минуту в мире кто-то гибнет, каждый год самоубийством завершают жизнь 200 детей и 1,5 тысячи подростков. Поэтому эта тема не просто актуальна для специалистов социальной сферы, медицины и образования, а необходима. Необходимо работать на опережение, понимать причины и риски суицидального поведения, проводить профилактическую работу».
Федосеева Юлия, психолог отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Бийском районе: «Специалистов познакомили с психологической диагностикой суицидального поведения, различными проективными методиками, тестами и опросниками. При выборе диагностического материала я всегда ориентируюсь на методики, которые валидны и надежны, дают такие результаты, которым может доверять психолог. Не менее важным аспектом при выборе диагностического материала для несовершеннолетних является её легкость в проведении и в обработке. Во время обучения я так же старалась донести до специалистов, что очень важно, чтобы подбор диагностического материала был индивидуальным. Когда мы даем детям младшего школьного возраста тесты и опросники на 200 вопросов с формулировкой, которую тяжело понять порой и взрослым, это не только заставляет детей задуматься, о том нужно ли им это консультирование, но и может являться недостоверным диагностическим исследованием. При этом интересные веселые проективные методики, рисуночные тесты и сказки, обязательно нужно подкреплять более надежными, потому как результат самих проективных методик без сопровождения их беседой, опросником, анкетой не может нести какой-то большой информативности».
На обучении специалисты на практике освоили интересные проективные диагностические методики, тесты и опросники, которые пригодятся им в практике, отработали навыки постановки и формулировки вопросов при проведении анкетирования, ознакомились с диагностическим материалом, который напрямую не исследует тему суицидального поведения и намерений, но при этом является очень информативным в теме суицидальных рисков.
Бацина Софья, психолог отделения по работе с семьёй: «Работа по профилактике суицидального поведения начинается с выявления детей «группы риска». С этой «группой риска» сразу после выявления несовершеннолетних с низким социальным статусом, высоким уровнем тревожности, с дезадаптацией, наличием суицидальных наклонностей, различными жизненными кризисами необходимо проводить грамотную профилактическую работу. Поэтому я посчитала важным познакомить специалистов с коррекционными упражнениями, направленными на осмысление главных ценностей жизни, формирование представлений о счастливой полноценной жизни, самосознания, повышение уровня жизнестойкости и уровня самооценки».
Практическая ценность данного обучения велика, так как в ней глубоко были раскрыты конкретные методы, формы и приемы работы с несовершеннолетними в ситуациях потенциального суицида.