Сенсорная интеграция в работе с детьми-инвалидами в городе Бийске
В Комплексном центре города Бийска реабилитационное оборудование, приобретенное в рамках программы «Доступна среда» успешно используется для сенсорной интеграции в условиях надомного социального обслуживания.
Сенсорная интеграция относительно новое направление в реабилитации детей с такими диагнозами, как ранний детский аутизм, расстройство аутистического спектра, гиперактивное расстройство поведения, детский церебральный паралич. В век цифровых технологий современные дети получают сенсорные стимулы в меньшем объеме, чем требуется растущему организму для полноценного гармоничного развития. Особенно данная проблема коснулась детей, находящихся на надомном социальном обслуживании. Основные сложности таких детей - изоляция ребенка от социального окружения, формировании коммуникации и мотивации к любой активной деятельности, отсутствие мультисенсорной среды.
Уникальным методом в работе с такими детьми является сенсорный тренинг. Специалист по комплексной реабилитации даже в условиях надомного обучения имеет возможность работать со всеми сенсорными системами ребенка. Особое внимание уделяется трем базовым сенсорным системам - тактильной, вестибулярной, проприоцептивной. Благодаря использованию в работе реабилитационного оборудования, такого как фитболы и доски Бильгоу, мягкие модули, тактильные дорожки корректируется вестибулярная функция, дающая ребенку возможность ощущать равновесие тела. Проприоцептивная система корректируется путем активной работы с мышечно-суставной системой. Сбалансированная работа проприоцепции позволяет ребенку в полной мере чувствовать «карту тела», идентифицировать себя в пространстве, чувствовать себя уверенней физически и эмоционально.
Использование мобильных песочных световых столов позволяет «насытить» организм ребенка новыми ощущениями. Работа с кинетическим песком и пластилином, работа с жидкими средами - все это формирует новый опыт в познании мира. На основе сенсорной диеты, составленной специалистом, родители имеют возможность самостоятельно корректировать состояние ребенка, что благоприятно влияет на эмоциональный фон ребенка. Использование бизбордов помогает отработать бытовые навыки, например такие, как открывание замков, крючков, завязывание шнурков. Ориентировка на плоскости и в пространстве осуществляется при помощи дидактических игр, развивающих панелей, деревянных вкладышей, набора для развития пространственного мышления по системе Фребеля.
Аудиальные активности имеют огромное значение в процессе формирования учебного процесса, зрительные стимуляции (при отсутствии противопоказаний) формируют у ребенка процесс зрительно-моторного планирования. Для этого специалисты используют музыкальные модули, интерактивные панели, музыкальные книги, перкуссионные наборы, звуковые дорожки.
Основной задачей специалиста в условиях надомного социального обслуживания является предоставление такого количества соответствующих сенсорных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы. На базе «здоровой» сенсорной системы организм ребенка формирует адаптивный ответ на все стимулы, получаемые из внешнего мира.