Шаг, навстречу миру возможностей
Взаимодействие с окружающим миром, общение, активное проявление собственных деятельных побуждений – основа успешной адаптации к условиям социальной среды, в которой существует человек. Детям-инвалидам и детям с ОВЗ процесс социализации, социально-психологической адаптации дается труднее всего. Нередко, по причине имеющихся особенностей, дети с ограниченными возможностями здоровья не могут иметь даже небольшой круг общения, быть вовлеченными в жизнь, протекающую за порогом дома - в социуме.
Для психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска» продолжает оставаться актуальной проблема социальной адаптации детей-инвалидов, как приспособление личности человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами
Включение детей-инвалидов в систему социальных отношений посредством творческих видов деятельности, создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов, специалистов и родителей приносят результаты.
Чем раньше ребенок-инвалид начнет получать помощь, тем больше шансов в его успешной интеграции в социум, поэтому в филиале Красногорского района «Комплексного центра Бийска» в настоящее время отлажен четкий механизм межведомственного взаимодействия межу сотрудниками филиала, Администрацией района, Управлениями социальной защиты, медицины и образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в психическом и физическом развитии, в связи с этим образовательная программа, особенности условий среды, в которую попадает такой ребенок, должны быть приспособлены к возможностям ребенка.
Специалисты Центра реализуют два грантовских проекта финансируемых «Фондом поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации»: «Шаг навстречу», «Твой мир возможностей».
Для проведения работы по реабилитации особенных детей, администрацией Красногорского района безвозмездно выделено помещение, где с помощью специального оборудования, через элементы творчества, ребенок может получить начальное представление о том, что такое социальные роли и познакомиться с положительными примерами для подражания.
Здесь, особенные маленькие красногорцы под руководством волонтера из районного Дома культуры играют на музыкальных инструментах (маракасах, треугольниках, коклюшках).
Принимают участие в постановках настоящего «Пальчикового театра».
Работают над развитием мелкой моторики, собирая мозаику или бизиборд (специальную развивающую доску, основной функцией которой является развитие логики, мелкой моторики и познание природы вещей).
Создают пластилиновые конструкции или рисуют ладошками и пальчиками настоящие живые картины.
Еще одной ступенью познания окружающего мира является сенсорное восприятие, которое оказывает воздействие на анализаторы чувств ребенка.
Сенсорная комната, специально оборудованная в красногорском филиале Центра, используется как дополнительный компонент терапии: мягкая цветовая гамма, рассеянный свет, расслабляющая музыка, удобные кресла создают для детей и родителей (если реабилитационный сеанс проводится совместно) ощущения покоя, гармонии и защищенности – эти эмоции помогают снимать мышечную напряженность, снижают беспокойство, помогает развитию доброго и плодотворного общения с детьми.
Для того, чтобы помощь и реабилитация особенных детей была абсолютно профессиональной и квалифицированной специалисты филиала Комплексного центра прошли курсы повышения квалификации по направлению «Социальная реабилитация граждан в ситуации социальной дезадаптации и риска ограничения жизнедеятельности», постоянно принимают участие в вебинарах проводимых МОО «Врачи детям» г. Санкт – Петербург и Благотворительным фондом «Даунсайд Ап» г. Москва. Так же, в рамках реализации Комплекса мер пилотного проекта «Шаг навстречу», приняли участие в обучающем семинаре для добровольческих отрядов и родителей детей-инвалидов.
В работе с детьми-инвалидами используют различные методы реабилитации: игротерапия, индивидуальная психодиагностика, психогимнастика, проводятся занятия по развитию у детей прикладных навыков.
Особенный отклик находят занятия арт-терапией, в том числе песочной анимацией. Уроки арт-терапии для маленьких подопечных Центра проходят по программе «Апельсин», которая использует метод арт-терапии «Sand-ART» - рисование песком на световых столах. В составе выездной «Мобильной бригады» долгожданный арт-терапевт приезжает и в Красногорское. Специалист по комплексной реабилитации (арт-терапевт) создает для ребят с ограниченными возможностями здоровья условия развития познавательных и моторных навыков, формирования опыта самовыражения, общения и социализации.
Арт-терапию, применяемую в работе с детьми в Комплексном центре, можно правомерно представить, как здоровьесберегающую инновационную технологию.
Одно из важных психологических условий социальной адаптации ребенка-инвалида - адекватная оценка и осознание реального положения дел его родителями, их эмоциональная уравновешенность, и, как следствие правильный баланс внутрисемейных межличностных связей.
Поскольку, именно родительские отношения очень часто требует серьезной корректировки, неоценимую важность представляет активная работа психолога Центра со взрослыми в «Школе родительского мастерства». Занятия ведутся в направлении выравнивания возможностей детей, с подключением к процессу родителей и ближайшего окружения.
Уроки точечной психологической помощи, консультации, психологические тренинги, ролевые игры – значительно повышают осведомленность родителей, что в результате увеличивает шансы на успешную адаптацию и социализацию ребенка.
В рамках реализации грантового проекта «Твой мир возможностей» в отдаленные села района, в том числе и в филиал Красногорского района, выезжает междисциплинарная бригада с профильными специалистами.
Дефектолог, логопед, медицинская сестра по массажу, специалист по реабилитации, которые проводят индивидуальные занятия с детьми и дают соответствующие рекомендации каждому родителю.
Специалисты медицины и образования, входящие в межведомственную бригаду, информируют родителей о том, какую помощь в отношении детей-инвалидов могут оказать их ведомства.
Благодаря комплексу мер, слаженной и профессиональной работе специалистов, поддержке коллег межведомственного спектра, а также включенности семей в психолого-педагогический процесс, 80 % детей, занимающихся в этом филиале «Комплексного центра Бийска», пошли в обычные дошкольные и общеобразовательные учреждения.
В результате постоянной и планомерной работы, целью которой является развитие индивидуальных качеств личности и возможности самореализации в окружающей действительности, решаются проблемы обособления (которая является частью социализации) детей с ограниченными возможностями здоровья.
Семьи с особенными детьми принимают активное участие в мероприятиях Центра и массовых общерайонных событиях, а так же в конкурсах, организуемых специалистами Комплексного центра, в режиме онлайн.