Смогу жить сам
Напомним, что в 2020 году в рамках реализации подпрограммы «Формирование системы комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Алтайском крае» государственной программы Алтайского края «Доступная среда в Алтайском крае» в Быстроистокском районе на базе филиала «Комплексного центра социального обслуживания населения г. Бийска» для детей-инвалидов было организовано учебное сопровождаемое проживание в условиях тренировочной квартиры – жилой модуль «Кухня» с кухонной мебелью, адаптированной к потребностям инвалидов и ассистивными устройствами.
Большую часть времени дети-инвалиды находятся дома, где за них почти все делают их родители. Учебное сопровождаемое проживание – это новый подход, который направлен не на устранение «дефектов» и изоляцию ребенка-инвалида, а на преодоление препятствий, которые мешают ему интегрироваться в полноценную общественную жизнь, формирование социально-бытовых навыков с учетом их индивидуальных особенностей, обучение алгоритмам (операциям, необходимым в быту и их последовательности), активное включение в различные социальные процессы и ситуации, формирование навыков самоорганизации и самообслуживания.
Все приобретенное и установленное оборудование «Кухни» максимально приближено к обычным условиям домашнего быта с одной особенностью – всё в этой «Кухне» уже адаптировано к потребностям детей с инвалидностью с учетом их индивидуальных особенностей.
Алла Белоусова, заведующая филиалом Быстроистокского района КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска»:
«На занятиях специалисты нашего филиала Центра объясняют детям - что такое кухонная мебель, для чего она предназначена, что такое столовая и кухонная посуда и как ей умело, а главное безопасно пользоваться. Мы учим ребят наводить порядок на кухне, ухаживать за бытовыми предметами, готовить обед, сервировать стол. Безусловно, именно такие практические формы занятий способствуют общему развитию особенных детей, показывают хорошие результаты в плане приобретения ими социально-бытовых умений и навыков, готовят их к взрослой самостоятельной жизни и дают надежду и уверенность родителям».
Программа работы модуля «Кухня» построена таким образом, чтобы структурированно и постепенно подходить непосредственно к самому приготовлению пищи.
Сначала дети проходят этап адаптации к незнакомой им обстановке и предметам.
Затем, постепенно, знакомятся с правилами поведения и гигиены на кухне. Специалисты филиала Центра приучают детей к чистоте, опрятному содержанию столовой и кухонной посуды, рабочего места и места приема пищи.
Учатся правильно хранить продукты. Узнают о скоропортящихся продуктах и продуктах длительного хранения. Практическими тренировками приобретают навыки грамотного размещения продуктов питания, раскладывая воображаемые фрукты, овощи, яйца, масло, молоко, мясо и рыбу по ячейкам, отведенным именно той или иной группе.
Еще один блок занятий - уход за посудой: мытье (в том числе в посудомоечной машине), сушка и хранение (каждому предмету свой шкаф или своя полочка).
Проводятся и уроки базового этикета. Здесь, специалисты учат детей тому, как себя вести за столом, как правильно накрыть стол и какие столовые предметы для этого необходимы. Стоит отметить, что для каждого ребенка используется разная столовая посуда, в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Алла Белоусова, заведующая филиалом Быстроистокского района КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска»:
«Практические кулинарные занятия мы начинаем с простейшего. Учим подогревать и заваривать чай, варить компот. Здесь ребят-инвалидов очень удивляет и радует звуковибрационный индикатор уровня жидкости. Каждый ученик по нескольку раз наливает жидкость, пользуясь этим приспособление. Очень нравится детям варка компота в Мультиварке, работа с которой, на удивление им показалась самой простой и удобной».
От простого к сложному. Следующим этапом обучения идут практические занятия по приготовлению холодных и горячих бутербродов с использованием ломтерезки, приспособления для нарезки лука (оказавшегося очень удобным для нарезки и других овощей), ножа адаптированного для инвалидов, сырорезки, яйцерезки и микроволновой печи.
Самой приятной и удивительной частью любого кулинарного обучения всегда бывает дегустация. Дети с удовольствием и гордостью съедают то, что САМИ СМОГЛИ приготовить!
Как всякая практическая деятельность, будучи конкретной и простой по содержанию, практика в приготовлении пищи является наиболее понятным и доступным средством активного познания окружающей действительности.