Помогаем, развиваясь: прикладная психология на службе сотрудников социальной сферы
Сегодня практически во всех видах деятельности в процессе оказания социальной, реабилитационной или срочной поддержки подопечным сотрудникам приходится сталкиваться со стрессовыми реакциями людей на нарушение уже привычного течения их и без того непростой жизни.
Постоянные напряженные ситуации, в которые попадают специалисты Центра в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, глубокое погружение в суть проблем подопечного, личная незащищенность, оказывают негативное воздействие на здоровье сотрудника. Признаками такого воздействия являются ощущение эмоционального истощения, наличие психосоматического заболевания, нарушение аппетита, низкая самооценка, возрастание агрессивности и чувства вины.
Кто же поможет самому спасающему? Ответ на вопрос – в опыте работы Комплексного центра в 2020 году, который показал важность наличия навыков психологической помощи у каждого специалиста по социальной работе в обеспечении высокого качества оказания услуг нашим клиентам в работе.
В Центре организован клуб профессионального объединения «Орхидея». Основа работы клуба - предупреждение социально зависимых нарушений в соматическом, психическом и репродуктивном здоровье сотрудников Центра.
Получается, что профессиональные психологи «Комплексного центра Бийска» работают не только с клиентами, но и со своими коллегами, сотрудниками Центра: знакомят с основными признаками стресса и обучают методам его преодоления, благодаря чему социальные работники и специалисты, всякий раз, угасая, учатся разгораться вновь.
Тренинги с психологом, обучающие семинары, организованные специалистами Центра, способствуют формированию установок на здоровый образ жизни, повышению профессионального уровня и социальной активности специалистов по социальной работе и социальных работников.
Навыки психологической помощи, полученные в работы клуба, помогают специалистам и социальным работникам с помощью профессиональных методов направить клиента на правильное решение той или иной ситуации, оказать более качественную помощь подопечным, выстраивать гораздо эффективнееобщение с клиентами в любом из возможных режимов - онлайн или напрямую.
Ежемесячно социальные работники Центра принимают участие в супервизиях, где разбирают кейсы со сложными жизненными ситуациями и разными способами их разрешения, ищут возможности привлечения ближайшего окружения через личные беседы, по телефону, через скайп (сегодня, если родственники проживают в других городах или населенных пунктах, этот способ является весьма продуктивным). Примеры каждого сложного случая подробно разбираются на занятиях по профессиональной учебе, рассматриваются варианты и проекты выхода из сложившейся кризисной ситуации.
Специалисты «Отделения срочного социального обслуживания» Центра дополнительно обучаются приемам психологической самопомощи и способам работы с "трудными" клиентами.
Теперь, если возникает ситуация экстренного вмешательства для приведения к порядку "шумного клиента", - социальный работник или специалист по социальной работе может достойно справиться с этой задачей. Знание основ психологии, полученное на занятиях с профильными специалистами, дает возможность социальным работникам Центра грамотно построить беседу или провести тренинг конструктивного общения с подопечными.
Социальные работники, используя элементы дыхательной гимнастики, упражнений с элементами арт-терапии, помогают своим клиентам стабилизировать эмоциональное состояние. Для того, чтобы избежать тяжелых эмоциональных состояний у пожилых людей, находящихся на надомном социальном обслуживании в Центре, социальные работники вовлекают их в творческую деятельность посредством проведения мастер-классов на дому, используя разные материалы: краски, пластилин, кинетический песок, цветную бумагу и т.д.
Весьма востребованным и хорошо зарекомендовавшим себя в реабилитационном процессе с пожилыми стало совместное моделирование фотоальбома из старых семейных фотографий. Творческий процесс позволяет создать положительную атмосферу для нормализации общения и взаимодействия между социальным работником и клиентом, возникает чувство доверия и желание сотрудничать.
Хорошую поддержку в работе с клиентами старшего возраста оказывают индивидуальные занятия в сенсорной комнате для релаксации.
Широкий подвижный коммуникационный канал для коррекции и внесения живого дополнения в виде новых идей, в практику социальной работы «Комплексного центра социального обслуживания города Бийска», приносят студенты, проходящие профессиональную практику и волонтеры.
Общие праздники, разговоры по душам, обмен рецептами и житейским опытом, наполняют женские души теплом и чувством единения.
Эффективность такой работы, прежде всего можно определить по кадровому составу, более 80% социальных работников имеют трудовой стаж свыше 10 лет.
Именно поэтому весьма важным и востребованным в современных социокультурных и экономических условиях представляется развитие деятельности по профессионально организованной психолого-реабилитационной помощи социальным работникам и специалистам Центра.